18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Исповедник Иоа́нн Васильев

18:14 06.12.2020
1480


ДНИ ПАМЯТИ
7 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
6 декабря
Показать полностью...

ЖИТИЕ
Ис­по­вед­ник Иоанн ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Мартья­но­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье ра­бо­че­го-сле­са­ря Сер­гея Ва­си­лье­ва.
С 1884 го­да он ра­бо­тал в хар­чев­ной лав­ке фаб­ри­ки Ря­бо­ва, где стал со вре­ме­нем при­каз­чи­ком. По­сле уволь­не­ния он в 1922 го­ду от­крыл свою тор­гов­лю.
С 1919 го­да Иван Ва­си­льев был цер­ков­ным ста­ро­стой Ни­коль­ско­го хра­ма в се­ле Бу­тур­ли­но Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии, а на­сто­я­те­лем в хра­ме яв­лял­ся свя­щен­ник Кон­стан­тин Уа­ров.
В 1927 го­ду ком­со­моль­цы в се­ле Бу­тур­ли­но ре­ши­ли уста­но­вить ра­дио­при­ем­ник на цер­ков­ной ко­ло­кольне, од­на­ко ве­ру­ю­щие вос­про­ти­ви­лись это­му, и за­тея мо­ло­дых без­бож­ни­ков не уда­лась.
В июле 1929 го­да в се­ле умер 18-лет­ний ком­со­мо­лец Ак­се­нов. Ро­ди­те­ли ку­пи­ли гроб и все необ­хо­ди­мое для по­хо­рон, при­гла­си­ли свя­щен­ни­ка от­петь умер­ше­го, до­го­во­рив­шись это сде­лать на сле­ду­ю­щий день утром у се­бя до­ма. На­ка­нуне по­хо­рон к ма­те­ри при­шел пред­се­да­тель ком­со­моль­ской ячей­ки Бе­ло­усов и ска­зал, что ком­со­моль­цы же­ла­ют хо­ро­нить то­ва­ри­ща са­ми, для че­го ими со­бра­ны день­ги на ве­нок и ду­хо­вой ор­кестр, куп­ле­на крас­ная ткань для обив­ки гро­ба. При этом Бе­ло­усов на­ста­и­вал, чтобы по­хо­ро­ны бы­ли без свя­щен­ни­ка. Мать не со­гла­си­лась, «так как я уже ку­пи­ла гроб за свои день­ги, а ес­ли бы они рань­ше ска­за­ли, то я бы со­гла­си­лась», – ска­за­ла она впо­след­ствии сле­до­ва­те­лю.
В 11 ча­сов утра отец Кон­стан­тин при­шел со­вер­шать от­пе­ва­ние. Брат по­кой­но­го, ак­тив­ный ком­со­мо­лец, не до­ждав­шись окон­ча­ния от­пе­ва­ния, вме­сте с дру­ги­ми ком­со­моль­ца­ми взя­ли гроб и по­нес­ли в крас­ный уго­лок.
Отец Кон­стан­тин шел ка­кое-то вре­мя с ка­ди­лом за гро­бом. Бе­ло­усов ска­зал свя­щен­ни­ку: «До­воль­но те­бе ка­дить, ты, мо­жет, с на­ми и в крас­ный уго­лок пой­дешь?» Ба­тюш­ка оста­но­вил­ся и, ни­че­го не ска­зав, по­шел к се­бе.
При­дя в крас­ный уго­лок, ком­со­моль­цы оби­ли гроб крас­ным по­лот­ном, устро­и­ли по­чет­ный ка­ра­ул. Через че­ты­ре ча­са при­шел фо­то­граф и сфо­то­гра­фи­ро­вал их с гро­бом, а ко­гда при­шел ор­кестр, с му­зы­кой по­нес­ли гроб на клад­би­ще.
Пер­вый ми­тинг был устро­ен ком­со­моль­ца­ми око­ло крас­но­го угол­ка, при­сут­ство­ва­ло до 100 че­ло­век. Из се­ла Ле­ва­шо­во по­нес­ли гроб в Бу­тур­ли­но. На пло­ща­ди про­тив церк­ви был устро­ен еще один ан­ти­ре­ли­ги­оз­ный ми­тинг. Вы­сту­пав­шие го­во­ри­ли о том, что граж­дан­ские по­хо­ро­ны луч­ше цер­ков­ных. Из на­ро­да, ко­то­ро­го со­бра­лось че­ло­век 500, ста­ли раз­но­сить­ся ре­пли­ки: «От­дай­те по­кой­ни­ка свя­щен­ни­ку, что вы так хо­ро­ни­те, как ско­ти­ну». Уве­рен­ные в сво­ей все­доз­во­лен­но­сти, ком­со­моль­цы по­нес­ли гроб на клад­би­ще, где сно­ва хо­те­ли устро­ить ми­тинг.
На­род стал сра­мить мать, го­во­ря ей о том, что хо­ро­нить так, без свя­щен­ни­ка, грех и ей долж­но быть стыд­но, неуже­ли так и по­хо­ро­нят ее ре­бен­ка без свя­щен­ни­ка, ко­то­рый дол­жен пре­да­вать те­ло зем­ле. Мать и сест­ры по­кой­но­го не да­ли опу­стить гроб в мо­ги­лу. Под­нял­ся крик и шум, тол­па лю­дей от­стра­ни­ла ком­со­моль­цев от мо­ги­лы, от­ня­ла гроб с те­лом и по­нес­ла его в цер­ковь.
Отец Кон­стан­тин в хра­ме ка­кое-то вре­мя ожи­дал, не при­не­сут ли те­ло в цер­ковь. Но гроб про­нес­ли ми­мо церк­ви. Отец Кон­стан­тин, диа­кон Сер­гей Тро­иц­кий и дру­гие, быв­шие в церк­ви, ста­ли со­би­рать­ся до­мой. При­хо­дит род­ствен­ник умер­ше­го и про­сит ба­тюш­ку прид­ти на клад­би­ще. Сна­ча­ла отец Кон­стан­тин по­счи­тал неудоб­ным ид­ти ту­да, но по­том со­гла­сил­ся. Под­хо­дя к клад­би­щу, он уви­дел, что идут граж­дан­ские по­хо­ро­ны. Же­на от­ца Кон­стан­ти­на, а так­же же­на диа­ко­на и дру­гие лю­ди по­со­ве­то­ва­ли ему вер­нуть­ся об­рат­но в цер­ковь. Через несколь­ко ми­нут сно­ва при­хо­дит род­ня по­кой­но­го и вто­рич­но про­сит от­ца Кон­стан­ти­на прид­ти на клад­би­ще. По­ка они до­го­ва­ри­ва­лись, гроб с те­лом был при­не­сен в храм, и отец Кон­стан­тин вме­сте с при­чтом за­кон­чил от­пе­ва­ние.
26 июля 1929 го­да в га­зе­те «На­бат», из­да­ва­е­мой ком­му­ни­ста­ми Сер­пу­хов­ско­го уез­да, бы­ла на­пе­ча­та­на за­мет­ка под за­го­лов­ком «Си­лой унес­ли гроб в цер­ковь», под­пи­сан­ная псев­до­ни­мом Без­бож­ник.
«В де­ревне Бу­тур­ли­но, – пи­са­ла га­зе­та, – про­изо­шел слу­чай, по сво­ей наг­ло­сти пре­вос­хо­дя­щий все осталь­ные, ко­то­рые об­наглев­шая по­пов­щи­на вы­ки­ды­ва­ет за по­след­нее вре­мя. В на­ча­ле июля ком­со­моль­ская ячей­ка хо­ро­ни­ла сво­е­го чле­на тов. Ак­се­но­ва по до­го­во­рен­но­сти с ро­ди­те­ля­ми без по­па. В че­ты­ре ча­са дня из по­ме­ще­ния крас­но­го угол­ка де­рев­ни Ле­ва­шо­во по­хо­рон­ная про­цес­сия с ор­кест­ром дви­ну­лась по на­прав­ле­нию к Бу­тур­ли­но. Но поп свои по­зи­ции без боя ре­шил не сда­вать. Для до­сти­же­ния сво­ей це­ли он мо­би­ли­зо­вал весь цер­ков­ный ак­тив. По­хо­рон­ную про­цес­сию цер­ков­ный ак­тив стал встре­чать груп­па­ми че­ло­век по 10-15, и тот­час же при­сту­пи­ли к аги­та­ции про­тив граж­дан­ских по­хо­рон. Ру­ко­во­дил аги­та­ци­ей свя­щен­ник, ко­то­рый шел в тол­пе за гро­бом. На ми­тин­ге, устро­ен­ном на пло­ща­ди ком­со­моль­ца­ми с це­лью разъ­яс­не­ния граж­дан­ских по­хо­рон, пред­ста­ви­те­лю от про­све­ще­ния тов. Чай­ки­ной не да­ли окон­чить речь. По­сле окон­ча­ния ми­тин­га гроб по­нес­ли на клад­би­ще, где ком­со­моль­цы хо­те­ли про­из­не­сти над­гроб­ное сло­во. Но тол­па, со­бран­ная по­пом, не да­ла воз­мож­но­сти вы­го­во­рить ни од­но­го сло­ва. Ко­гда ком­со­моль­цы ста­ли при­го­тов­лять­ся за­бить гроб, то же­на по­па, же­на дьяч­ка и кре­стьян­ка Бы­ко­ва под­ня­ли ис­те­ри­че­ский крик: без пре­да­ния зем­ле хо­ро­нить нель­зя… Мест­ным ор­га­нам вла­сти нуж­но при­влечь ху­ли­га­нов к от­вет­ствен­но­сти».
По по­ру­че­нию на­чаль­ни­ка Сер­пу­хов­ско­го рай­он­но­го адми­ни­стра­тив­но­го от­де­ла бы­ло про­ве­де­но рас­сле­до­ва­ние об­сто­я­тельств опи­сан­но­го в ста­тье про­ис­ше­ствия и сде­лан вы­вод, что фак­ты в ста­тье из­ло­же­ны невер­но, со сто­ро­ны свя­щен­ни­ка «ху­ли­ган­ских дей­ствий про­яв­ле­но не бы­ло, и дан­ный слу­чай про­изо­шел по вине ком­со­моль­ской ор­га­ни­за­ции, так как по­след­няя не со­гла­со­ва­ла во­прос с род­ствен­ни­ка­ми умер­ше­го, что они бу­дут его хо­ро­нить без свя­щен­ни­ка».
30 ав­гу­ста 1929 го­да ОГПУ за­ве­ло уго­лов­ное де­ло в от­но­ше­нии свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на Уа­ро­ва, слу­жив­ше­го в Ни­коль­ском хра­ме в Бу­тур­ли­но. Ста­ро­ста хра­ма Иван Сер­ге­е­вич Ва­си­льев был об­ви­нен «в рас­про­стра­не­нии лож­ных слу­хов о неви­нов­но­сти по­па».
На­шлись лже­сви­де­те­ли, ко­то­рые до­нес­ли в ОГПУ, что Иван Ва­си­льев го­во­рил: «Вот в Мих­нев­ском рай­оне на съез­де, как на­пе­ча­та­но в “На­ба­те” 31 июля, го­во­ри­лось, что 39 церк­вей бу­дет ис­поль­зо­ва­но на куль­тур­ные нуж­ды рай­о­на, на­до за­яв­лять в ВКП(б), что огром­ное боль­шин­ство кре­стьян ра­зум­но смот­рит на это де­ло, луч­ше но­вые шко­лы стро­ить, а ста­рые зда­ния со­хра­нять», на что «быв­шие тут до 300 че­ло­век при­хо­жан кри­ча­ли Ва­си­лье­ву: боль­ше­ви­ки не зна­ют, что де­ла­ют, ты пра­виль­но го­во­ришь».
3 сен­тяб­ря Иван Ва­си­льев был аре­сто­ван и за­клю­чен в Сер­пу­хов­ской дом за­клю­че­ния. В тот же день его до­про­си­ли. На во­про­сы сле­до­ва­те­ля он от­ве­тил: «Во вре­мя по­хо­рон я не при­сут­ство­вал и по­это­му ни­че­го не ви­дел и не знаю. Со слов свя­щен­ни­ка Уа­ро­ва, его про­си­ла мать умер­ше­го ком­со­моль­ца от­слу­жить все­нощ­ную и на сле­ду­ю­щий день от­петь по­кой­ни­ка. По­че­му свя­щен­ник Уа­ров от­пе­вал его в церк­ви, я не знаю».
16 сен­тяб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но. Ста­ро­ста хра­ма Иван Ва­си­льев был об­ви­нен в том, «что пы­тал­ся со­здать об­ще­ствен­ное мне­ние в за­щи­ту свя­щен­ни­ка Уа­ро­ва и аги­ти­ро­вал сре­ди ре­ли­ги­оз­но-на­стро­ен­ных ра­бо­чих и кре­стьян за ор­га­ни­зо­ван­ную борь­бу про­тив по­ли­ти­ки со­вет­ской вла­сти по от­но­ше­нию к Церк­ви».
Сле­до­ва­тель, од­на­ко, кон­ста­ти­ро­вал, что «в де­ле не име­ет­ся до­ста­точ­ных сви­де­тель­ских по­ка­за­ний, ука­зы­ва­ю­щих на пря­мое уча­стие Уа­ро­ва и Ва­си­лье­ва в со­вер­ше­нии пре­ступ­ле­ния, при­пи­сы­ва­е­мо­го им по ста­тье 58-0 ч. 2 УК, в по­ряд­ке ста­тьи 202 УПК на­сто­я­щее де­ло даль­ней­шим след­стви­ем пре­кра­тить, но, при­ни­мая во вни­ма­ние… со­ци­аль­ную опас­ность об­ви­ня­е­мых, по­ста­но­вил… де­ло на­пра­вить в Осо­бое Со­ве­ща­ние при ОГПУ с хо­да­тай­ством о при­ме­не­нии адми­ни­стра­тив­ной вы­сыл­ки… сро­ком на три го­да для каж­до­го».
4 но­яб­ря 1929 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Кон­стан­ти­на к за­клю­че­нию в конц­ла­герь на три го­да, а Ива­на Ва­си­лье­ва к вы­сыл­ке на три го­да в Ка­зах­стан.
Иван Ва­си­льев был от­прав­лен в ме­стеч­ко Жам­ши, стан­ция Ка­ра­ган­да Ка­унрад­ско­го рай­о­на, Ак­то­гай, ку­да эта­пом он до­би­рал­ся вме­сте с уго­лов­ни­ка­ми пол­го­да. Срок вы­сыл­ки ис­тек 3 сен­тяб­ря 1932 го­да, но осво­бож­де­ния он не по­лу­чил. Из-за су­ро­вых усло­вий ссыл­ки Иван Сер­ге­е­вич, бу­дучи уже по­жи­лым че­ло­ве­ком, силь­но за­бо­лел рев­ма­тиз­мом ног. Из-за ост­рых бо­лей он не мог хо­дить. Зем­лян­ка, в ко­то­рой он жил, бы­ла раз­ме­ром 3,5 на 3,5 мет­ра, и в ней оби­та­ло три че­ло­ве­ка. Ме­сто ссыл­ки на­хо­ди­лось бо­лее чем в 400 вер­стах от же­лез­ной до­ро­ги, по­че­му да­же и по окон­ча­нии сро­ка боль­но­му че­ло­ве­ку нелег­ко бы­ло вы­ехать от­ту­да.
Сын Ива­на Сер­ге­е­ви­ча хо­да­тай­ство­вал о до­сроч­ном осво­бож­де­нии от­ца, ука­зы­вая и ту при­чи­ну, что срок на­ка­за­ния ис­те­ка­ет в ок­тяб­ре, и ес­ли бу­ма­ги об осво­бож­де­нии за­дер­жат­ся хо­тя бы на ме­сяц, то из-за по­год­ных усло­вий и пол­ной непро­хо­ди­мо­сти пу­сты­ни в это вре­мя отец не смо­жет вы­ехать в те­че­ние 7‑8 ме­ся­цев. 4 де­каб­ря 1932 го­да род­ствен­ни­ки по­лу­чи­ли те­ле­грам­му, а по­том пись­мо от свя­щен­ни­ка Сквор­цо­ва, от­бы­вав­ше­го на­ка­за­ние вме­сте с Ива­ном Сер­ге­е­ви­чем, где бы­ло ска­за­но, что их отец смер­тель­но бо­лен, у него от­ня­лись ру­ки и но­ги и по­мочь ему нечем.
Иван Сер­ге­е­вич Ва­си­льев умер 6 де­каб­ря 1932 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.
Отец Кон­стан­тин был от­прав­лен эта­пом в Со­ло­вец­кий ла­герь. Со­глас­но по­ста­нов­ле­нию цен­траль­ной Ко­мис­сии ОГПУ по раз­груз­ке СЛАГ, в ап­ре­ле 1931 го­да отец Кон­стан­тин был осво­бож­ден и 6 мая 1931 го­да на остав­ший­ся срок вы­слан в Се­вер­ный край, в го­род Кот­лас. Ко­гда на­ча­лась Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная вой­на, он вер­нул­ся в Бу­тур­ли­но, где 30 ав­гу­ста 1942 го­да умер и был по­гре­бен око­ло Ни­коль­ско­го хра­ма, за­кры­то­го по­сле его аре­ста.
Оставить сообщение
Последние новости
2022-01-17
В 2021 году жители Ярославской области выписали на почте почти 156 тысяч периодических печатных изданий
В 2021 году жители Ярославской области выписали на почте почти 156 тысяч периодических печатных изданийПо итогам подписных кампаний 2021 г. самым читающим районом Ярославской области стал Некоузский район. На тысячу жителей здесь оформили 47
45
2022-01-17
Перечень официальных мест проведения обряда Крещения 19 января 2022 года в Слободском поселении
19 января в Слободском сельском поселении к празднику Крещение Господне подготовлены два места:с.Дивная гора (река Воржехоть, заезд на купель - поворот на д.Манушкино за ул.Лесной) с 12.00 до 14.00село Архангельское (пруд на территории церкви Михаила
46